Тематический контроль на уроках русского языка в 5 классе

Выступление на тему «Тематический контроль на уроках русского языка в 5 классе» было подготовлено в рамках педагогического совета школы в январе 2014 года.

Ни для кого не секрет, что современное время диктует не только новый подход к образованию, но и к оборудованию кабинета и учебно-методическим материалам.

Наличие в кабинете интерактивной доски позволяет отказаться, например, от тех же бумажных тестов, и в общем существенно сократить объем необходимого для урока печатного раздаточного материала, заменив их интерактивными тестами, проверочными работами, выполненными в виде презентаций PowerPoint.

Ознакомьтесь с презентацией

Для уроков русского языка в 5 классах по всем изучаемым разделам на каждую тему разработаны различные виды работ: самостоятельные, лабораторные, контрольные работы, практикумы, учебные проекты.

На примере темы «Лексика» я хотела бы показать работу обучающихся 5 классов.

Первая работа самостоятельная, представляющая собой тест из 10 вопросов с одиночным выбором ответа.

Далее следует новый для нас тип работы – лабораторная работа по русскому языку «Лексическое значение слова». Выполняя эту работу, ученики на практике определяют значения слов разными способами, находят в тексте синонимы, антонимы, омонимы, определяют стилистическую окраску слов, употребляют слова в свойственном им значении, пользуются различными словарями.

Девизом подобных работ могут стать такие слова: «От творчества учителя – к творчеству ученика».

По окончании работы ученики формулируют вывод в форме утверждения «Выполняя эту работу, я научился…»

Несмотря на то, что задания лабораторной работы оформлены в виде презентации, для удобства учеников с текстом я использую также и раздаточный материал.

Другой тип работы – практикум. Здесь ученики работают с предложенным текстом: определяют основную тему и микротемы текста, выписывают синонимы, находят многозначные слова, устанавливают происхождение слов при помощи этимологического словаря.

Кроме того, в самом начале работы с текстом мы выполняем задания на орфографию «Вставьте пропущенные буквы». И после того как ученик сдаст работу, я вывожу на экран таблицу правильных ответов для самопроверки.

Возможность проверить себя ученики имеют и после выполнения самостоятельных и контрольных работ.

На этом этапе я могу тут же ликвидировать проблемы, возникающие у учеников, дать разъяснения по тем или иным вопросам.

Еще один тип работы, предлагаемый ученикам при изучении темы «Лексика», это проекты. Например, проект «Создай свой словарик». Результатом данного проекта будет словарь новых (для ученика) слов, которые ученик слышит на уроках, читает в книгах, в Интернете, узнает из радио- и телепередач.

Форма такого словаря представлена на слайде.

Вначале ученики составляют план подготовки проекта, отвечая при этом на вопрос «Что нужно сделать, чтобы получить результат?», указывают конкретные действия и сроки выполнения.

В конце года ученики покажут, что же у них получилось в результате. Обязанность каждого из них проанализировать свою деятельность, сделать выводы и спланировать дальнейшую работу с учетом этих выводов, а также дать оценку своим действиям.

Меня как учителя не может не радовать, что данные новые формы работы прививают интерес к изучаемому предмету, а также способствуют повышению качества образования по русскому языку.

Скачать текст выступления в формате Word

Скачать презентацию в формате PPTX, 3 Мб

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *