Обстоятельство. Виды обстоятельств

obstoyatelstvo_vidy_obstoyatelstv_fea

Цель:

  • познакомить с основными видами обстоятельств и способами их выражения;

Задачи:

  • расширить представления учащихся об обстоятельстве,
  • развивать наблюдательность, логичность, последовательность, связность речи учащихся;
  • обогащать эстетический опыт, развивать чувство прекрасного.

Ход урока

1. Синтаксическая разминка

Закончите правильно предложения:

  1. Особый вид определения, выраженный существительным, – …
  2. Главный член предложения, отвечающий на вопрос “что есть такое?”, – …
  3. Существительное в именительном падеже может быть подлежащим, приложением и …
  4. В предложении В классе тихо, слово “тихо” –
  5. Член предложения, отвечающий на вопрос “чей?”, – …
  6. Определение, связанное с существительным по способу управления или примыкания, – …
  7. Член предложения, поясняющий, при каких обстоятельствах совершается действие, – …

2. Новый материал

– Запись темы урока.

– Цель урока:

1) обобщить сведения об обстоятельствах, знакомые по курсу 5-7-х классов;

2) научиться различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства для придания речи точности, выразительности, ясности.

Что такое обстоятельство? Чем оно может быть выражено?

– Запишите предложения. Найдите обстоятельства, подчеркните, определите, чем они выражены.

Примеры Способы выражения обстоятельств
1.Звонко кукушка вдали куковала. наречие
2. Она изменилась до неузнаваемости. сущ. с пред.
3.Он работал не покладая рук. фразеол. оборот
4. Бегут, играя на солнце, шумные ручьи. дееприч. оборот
5. Я приехал повидать тебя. инфинитив
6. Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. сравнительный об.
7. И звуки полетят, красуясь и играя. деепричастие
  • – Что нового вы узнали о том, чем может быть выражено обстоятельство?
  • – Какие орфограммы встретились в этих предложениях?
  • – По своим значениям обстоятельства делятся на разряды. Назовите разряды обстоятельств. (Вопросы, примеры)

3. Следующее задание – тестовое (самопроверка)

Найдите предложение с обстоятельством времени.

А) Мы очень устали.

Б) Кругом кричали коростели.

В) Вчера я приехал в Тамбов.

Г) Он изменился до неузнаваемости.

 В этом предложении есть обстоятельство цели.

А) Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.

Б) Слон-живописец написал пейзаж,
Но раньше, чем послать его на вернисаж,
Он пригласил друзей взглянуть на полотно.

В) Сенокос запоздал из-за дождей.

Г) От мороза побелели деревья, лошади, бороды.

 В этом предложении фразеологизм употреблён в роли обстоятельства.

А) Приказчик остался с глазу на глаз с покупательницей.

Б) Казалось, что какие-то узы крови связывают этого босяка со Стенькой.

В) Рассказы эти были данью моему детству.

Г) Олег в тот день проснулся ни свет ни заря.

 Укажите предложения, в которых обстоятельство выражено сравнительным оборотом.

А) Чайка, как парус, белеет где-то в высоте.

Б) Прилетев на место, гуси шумно опускаются на воду.

В) Опытный шахматист, сделав неудачный ход, сдался.

Г) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.

– Какое задание оказалось наиболее трудным?

4. Конструирование текста

Добавьте в предложения обстоятельства, употребив нужную часть речи.

1) Утром …(существительное с предлогом, обстоятельство места) появились орлы.

2) …(деепричастный оборот, обстоятельство образа действия), они поднялись с земли.

3) Орлы начали …(наречие, обстоятельство образа действия) выписывать в раздольном поднебесье огромные круги.

4) …(существительное с предлогом, обстоятельство времени) они попарно опустились на землю.

5) Одна пара, …(деепричастие, обстоятельство образа действия), шумно снизились на проталине.

6) Крупные и красивые птицы некоторое время зорко, …(сравнительный оборот, обстоятельство образа действия), осматривались вокруг.

7) …(деепричастие, обстоятельство образа действия), орлы вышли на открытое место.

(Для справок: успокоясь, немного отдохнув, стремительно, припоздав, в степи, под вечер, словно дозорные).

  • – Можно ли назвать данные предложения текстом?
  • – Определите стиль и тип речи данного текста.
  • – Какова роль обстоятельств в данном тексте? Тропы!
  • – Что такое обстоятельство?
  • – Чем оно может быть выражено?
  • – Какова роль обстоятельств в тексте?
  • – Какое задание показалось интересным на уроке?
  • – Какое задание показалось достаточно простым?

5. Оценки

6. Домашнее задание

Заполнить таблицу «Основные виды обстоятельств», дополнив её своими примерами.

Презентация к уроку

obstoyatelstvo_vidy_obstoyatelstv-01
obstoyatelstvo_vidy_obstoyatelstv-02
obstoyatelstvo_vidy_obstoyatelstv-03
obstoyatelstvo_vidy_obstoyatelstv-04
obstoyatelstvo_vidy_obstoyatelstv-05
obstoyatelstvo_vidy_obstoyatelstv-06
obstoyatelstvo_vidy_obstoyatelstv-07
obstoyatelstvo_vidy_obstoyatelstv-08
obstoyatelstvo_vidy_obstoyatelstv-09
obstoyatelstvo_vidy_obstoyatelstv-10
obstoyatelstvo_vidy_obstoyatelstv-11
obstoyatelstvo_vidy_obstoyatelstv-12
obstoyatelstvo_vidy_obstoyatelstv-13
obstoyatelstvo_vidy_obstoyatelstv-14
obstoyatelstvo_vidy_obstoyatelstv-15
obstoyatelstvo_vidy_obstoyatelstv-16
obstoyatelstvo_vidy_obstoyatelstv-17
obstoyatelstvo_vidy_obstoyatelstv-18
obstoyatelstvo_vidy_obstoyatelstv-19

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *